3D-печать в промышленности: Что нового принес 2017 год?
Текущий год принес новые данные. Роберт Перкинс - журналист с более чем 15-летним опытом в области финансов, экономики и вопросам энергетики, разместил в блоге на сайте platt.com статью, под названием "Могут ли 3D принтеры ускорить пик спроса на нефть?".
Из этой статьи следует, что такой крупный игрок нефтегазового рынка, как компания BP, учитывает в своих долгосрочных прогнозах развитие аддитивных технологий. Правда учитывает в большей степени не сами технологии, а тот энергетический "всплеск", который они произведут.
Выступая со своим ежегодным долгосрочным прогнозом, главный экономист "ВР" Дейл Спенсер заявил, что нефтяная компания планирует бороться с последствиями спроса на энергию, вызванными расцветом "цифровой экономики" и 3D печати, также известной как "аддитивное производство". Большинство технологических обозревателей и экспертов предсказывают, что развитие 3D печати произведет переворот и даст импульс дальнейшему развитию сетевой автоматизации и робототехники.
"Я думаю, одна из вещей, которая может быть действительно революционной - это аддитивное производство - искусственный интеллект, 3D печать и так далее", сказал Дейл Спенсер, представляя энергетический прогноз ВР.
"Предположим, что аддитивное производство действительно переживает невиданный взлет. Мы делаем при помощи 3D печати все больше и больше вещей. В таком случае, вся привычная торговля, все налаженные цепочки поставок, коренным образом изменяются. Если мне нужен какой-то товар, я уже не заказываю его в другой части света, а затем долго жду изготовления и доставки, я просто печатаю его на месте".
Значит под угрозой рынок перевозок, а значит и рынок бункерного топлива, что в итоге скажется на всей нефтяной отрасли, ведь по данным МЭА, более 90% бункерного топлива предназначено для морских перевозок и, в дополнение к автомобильным и воздушным перевозкам, на грузовые перевозки приходится более четверти мирового потребления нефти.
Прогнозы роста 3D печати, между тем, растут, в полном соответствии с развитием и улучшением технологий в отрасли. Агентство "McKinsey" в 2013 году прогнозировало, что рынок аддитивных технологий может продемонстрировать резкий рост - от $ 5,2 млрд в настоящее время, до минимум $ 180 млрд, а максимум - $ 490 млрд к 2025 году.
Другие прогнозы более консервативны, но также указывают на возможность роста. По прогнозам компании "Wöhler Associates", рынок аддитивных технологий вырастет в четыре раза, достигнув $ 21 млрд к 2020 году, по сравнению с $ 5,2 млрд в 2015 году. Есть много и других прогнозов, предсказывающих, как именно 3D печать может пошатнуть спрос на нефть.
Однако, парадоксальным образом, нарушив налаженные цепочки торговли и поставок, 3D печать сама по себе способна увеличить потребности в энергии. Прежде всего, потому, что производственный процесс тут является более энергоемким, в основном, благодаря увеличению времени производства и периферийных устройств, необходимых для создания материалов слой за слоем.
Согласно одному из сравнительных исследований, опубликованных в 2014 году, потребление энергии на нужды аддитивного производства, по оценкам, в 100 раз выше, чем у обычных объемобразующих процессов, таких как, например, литье под давлением. Печать 3D действительно позволяет сэкономить на материалах, но для большинства промышленных установок, использование увеличившихся объемов энергии нивелирует эту выгоду.
Разрушение спроса или рождение нового?
Ведет ли это к масштабным потрясениям на рынке? Разумеется, нет, в конце концов, все это пока только прогнозы. Существует множество факторов, способных сгладить негативные черты, либо даже изменить все с точностью до наоборот. Сглаживающим фактором могла бы стать печать более сложных, но в то же время более легких печатных деталей, например, в аэрокосмической промышленности.
С энергетическими потоками и цепочками поставок та же ситуация. В то время как некоторые цепочки поставок могут стать меньше и проще, другие наоборот, могут стать более крупными и сложными. Негативные воздействия на нефтяные компании также могут быть минимизированы, так как, даже если 3D печать разовьется в самостоятельную отрасль, сырье, необходимое для печати по-прежнему должно будет добываться/изготовляться и транспортироваться традиционно - автомобильным, морским, железнодорожным или воздушным транспортом.
В конце концов, увеличение объемов сырой нефти будет по-прежнему идти на обеспечение потребностей нефтехимической промышленности. Энергетические затраты, необходимые для покрытия потребностей новой отрасли 3D принтеров и других цифровых технологий с большей долей вероятности будут покрываться за счет природного газа. Именно ему многие нефтяные компании в настоящее время уделяют больше внимания.
Признавая падение спроса на нефть в перспективе, отчет ВР предполагает, что пик мирового спроса на нефть может произойти значительно позже, чем считают многие обозреватели.
Примеры компаний, специализирующихся на промышленной 3D-печати, или заинтересованных в ней.
В ноябре 2016 года началась деятельность голландской компании "RAMLAB", предоставляющей своим клиентам металлические детали по запросу, и специализирующейся на промышленной 3D печати. На официальном сайте компании сказано следующее:
Промышленные запасные части всегда должны быть доступны везде, где они необходимы, и когда они необходимы. Также, они должны соответствовать стандартам качества, и иметь конкурентоспособные цены.
Аддитивное производство имеет потенциал, чтобы обеспечить широкую доступность сертифицированных металлических деталей по первому требованию клиента. Миссия "RAMLAB" заключается в том, чтобы ускорить внедрение технологии производства, обеспечивая своих партнеров легким доступом ко всей цепочке создания стоимости.
Эпиграфом сайта служит фраза "RAMLAB - это больше, чем 3D-печать, речь идет о настоящем - Royal IHC". "Royal IHC" - крупная голландская компания, производящая оборудование для дноуглубительной индустрии, морской промышленности и строительства.
Показательно также, что в числе учредителей компании, наряду с "InnovationQuarter" и "RDM Makerspace", находится и порт Роттердама.
Обширные исследования рынка, проведенные RAMLAB четко определили непосредственные преимущества: если крупные металлические детали могут быть изготовлены по требованию посредством аддитивных технологий, сроки и затраты на хранение запасов, могут быть значительно снижены.
Для достижения своего видения производства сертифицированных металлических деталей на спрос посредством аддитивного производства, RAMLAB выстроила мощную сеть партнеров, которые предоставляют оборудование, программное обеспечение и рекомендации по сертификации процесса АТ. Кроме того, RAMLAB имеет растущий список членов, которые разделяют видение компанией принципов аддитивного производства.
Вместе со своими партнерами, RAMLAB разрабатывает также и программное обеспечение, которое позволит перейти от проектирования изделия к его печати одним нажатием кнопки.
Fokker Aerospace: Сейчас все хотят надежную продукцию
Уже в начале 2017 года, RAMLAB наладили контакты с новыми партнерами. Один из них - компания "Fokker": "RAMLAB предоставляет нам возможность для создания больших компонентов, и это то, что нам нужно."
Fokker - подразделение компании "GKN Aerospace" - специализируется в проектировании, разработке и производстве легких конструкций, систем электропроводки, шасси и других услугах для аэрокосмической и оборонной промышленности. Поэтому работа с аддитивными технологиями для них не является новинкой.
"Мы верим в глобальный рост аддитивного производства", - говорит Марко Босман, главный технолог компании "Fokker". "Чтобы оставаться на переднем крае развития технологий, Fokker постоянно участвует в конференциях, объединяющих научные институты, веб-разработчиков и поставщиков, призванные служить расширению базы знаний и получению новых навыков", - говорит Марко.
"RAMLAB, в действительности небольшая ниша для нас, так как они фокусируется на технологиях для морской отрасли. Но на самом деле это очень интересно, чтобы объединиться с другими отраслями и изучить другие уголки. В конце концов, все хотят надежную продукцию. Мы надеемся, RAMLAB поможет нам достичь этой цели".
Хотя компания Fokker, как часть GKN Aerospace уже создала собственные производственные центры специализирующиеся на аддитивных технологиях, Марко Босман считает, что опыт и специалисты RAMLAB не будут лишними:
"RAMLAB дает нам возможность изготовления крупных деталей. Опираясь на этот опыт, мы можем ускорить процесс и перейти к следующему уровню. И вот чего мы все хотим: больших объемов производства и высшего качества продукции."
Таким образом, можно сказать, что отрасль 3D печати находится на подъеме. А интерес к новой технологии со стороны крупных компаний, в том числе и промышленных, служит гарантией, что этот подъем не сменится кризисом. Хотя наверняка ничего предугадать нельзя.
Но металлические запчасти при помощи 3D печати активно изготавливают уже сейчас, чему примером вот это видео: