Best Bonus: Как мотивировать сотрудников на успешную работу.
Руководство компании "Палюр поделилось с журналом "Коммерческий директор" своим опытом мотивации сотрудников. В статье "Премии-2017: схемы, которые мотивируют персонал и экономят бюджет" размещен краткий комментарий, полный текст мы приведем здесь.
Здравствуйте. Мы занимаемся производством и поставками промышленного газового оборудования.
Увеличение оборотов компании, и увеличение числа сотрудников заставило нас более пристально взглянуть на систему их мотивации. Ведь все люди в этом отношении разные. Кто-то действительно хочет только и исключительно денег - и удовлетворить его может лишь кругленькая сумма со многими нулями, перечисленная на счет в конце месяца.
А кому-то наоборот, нужно овеществленное признание его заслуг, в виде грамот, кубков, почетных знаков, и т.д. Шкаф с кубками, или, к примеру, стена офиса, увешанная наградами, ласкает взор такого человека, и подбивает его на еще большие свершения. А еще все это можно показать друзьям и членам семьи - смотрите, дескать, совсем не лыком я шит...
Специально для того, чтобы удовлетворить притязания всех сотрудников, нами, в компании "Палюр", была разработана так называемая система "Best Bonus".
"Best Bonus" - это единица, начисляемая за выполнение ежемесячного плана. План рассчитывается по объёмам рентабельности, и устанавливается руководителем компании.
В период первого или второго полугодия каждый сотрудник имеет возможность накопить семь Best Bonus-ов и получить вознаграждение.
Сотрудник, набравший семь Бест-бонусов, получает от компании туристическую путевку. Сотрудник волен выбирать себе направления и маршруты поездки.
Сотрудники, набравшие по шесть Бест-бонусов, получают от компании любую ими выбранную бытовую технику или электронную аппаратуру. Например, это может быть стиральная машина, микроволновая печь, пылесос, телефон, телевизор, и т.п.
Бест-бонусы накапливаются следующим образом. По итогам каждого месяца, сотрудник может получить Бест-бонус за перевыполнение:
- Основного плана - один Бест-бонус.
- Дополнительного плана, в размере половины от основного - еще один Бест-бонус.
Количество дополнительных планов - не ограниченно, поэтому в один месяц можно получить и два и три дополнительных Бест-бонуса.
Особенности и отличия
Право на получение Бест-бонусов имеет каждый сотрудник с первого дня его работы в организации.
Два важных момента, на которые нужно обратить внимание.
1) Бест-бонусы обнуляются в конце полугодия. На следующее полугодие они не переносятся. Таким образом, каждое новое полугодие сотрудники начинают в равных условиях - и вновь пришедшие новички, и те, что работают в компании долгое время.
2) Если сотрудник набрал не семь бонусов, а меньше - 3,4,5,то... они также сгорают. В следующее полугодие не переходит ничего.
Почему эти моменты важные? В первом случае, обнуление бонусов служит для мотивации новичков. Сотрудник, вновь пришедший в компанию, и увидевший стены, сплошь увешанные бест-бонусами за прошлые года, может впасть в уныние - где уж ему тягаться с такими монстрами? При обнулении результатов легче. Все начинают новый отчетный период с равными возможностями.
Во втором случае обнуление результатов направлено на укрепление мотивации к получению результатов, "дожиму" каждой сделки. Сотрудник понимает, что если не отрабатывать каждую сделку на 100 процентов, если не доводить дело до конца, результаты полугодовой работы могут пойти прахом. И это их мотивирует.
Strike-Bonus
Сотрудник, который набрал семь Бест-бонусов, получает Страйк-бонус.
Страйк-бонус - это аналог титула чемпиона в боксе. В том смысле, что его нужно подтверждать.
Чем нам полезна эта система? Во-первых, тем, что сами Best и Strike Bonus-ы красиво визуализированы.
Вот так они выглядят:
В офисе компании предусмотрены специальные "доски почета", размещенные за спинами сотрудников, где каждый сотрудник может вывешивать свои заработанные Бест-бонусы. По отзывам самих сотрудников, эти доски придают им дополнительную мотивацию. Наглядно виден личный вклад каждого в общее дело.
Кроме того, мы заметили, что наши клиенты, заглянувшие к нам в офис (а специфика деятельности компании такова, что в офис приезжают исключительно важные для нас клиенты), в первую очередь обращают внимание на доски с Бест-бонусами. Часто это способствует завязыванию беседы в неформальной обстановке, и повышает доверие к компании.
Реакция сотрудников
Система Бест-бонусов была внедрена в нашей компании год назад. Т.е. прошло уже два отчетных полугодия. Честно говоря, в самом начале новая система была встречена с прохладцей. Люди зачастую принимают все новое в штыки, боятся перемен. Поэтому результаты первого полугодия были весьма скромными, несколько сотрудников набрали от трех до пяти Бест-бонусов, семь не получил никто. По результатам полугодия, все бонусы были аннулированы.
Может быть, это в итоге подстегнуло наших сотрудников, возможно, тому виной другие причины, но во втором полугодии дела пошли на лад, и система заработала. На сегодняшний день уже несколько человек получили более пяти Бест-бонусов, один сотрудник заработал семь, и в награду получил еще Страйк-бонус.
По словам самих сотрудников, такая система, придает еще и другую мотивацию, помимо традиционной, финансовой. Она приносит в деятельность, которая может быть довольно рутинной, нотки азарта. Появляется элемент соревновательности. Возникает здоровая конкуренция между сотрудниками, которая, в конечном счете, идет на пользу всей компании.
В настоящий момент система будет тестироваться, дополнятся, и расширяться. Мы видим несколько возможных путей ее улучшения, но это - дело будущего.
Как мотивировать сотрудников: PDF-версия статьи