Электропривод ГЗ-ВБ.300 КС
Взрывозащищенный многооборотный интегрированный электропривод ГЗ-ВБ.300 КС применяется для управления трубопроводной запорной арматурой в химической, нефтяной, газовой и энергетической отраслях промышленности.
Взрывозащищенные электроприводы могут устанавливаться во взрывоопасных зонах класса IIВ по ГОСТ Р 51330.0-99 в помещениях, на открытом воздухе под навесом, в соответствии с ПУЭ гл. 7.3 для оборудования с маркировкой врывозащиты 1ExdIIВТ4. Тип присоединения к арматуре - по ОСТ 26-07-763-73), Электроприводы предназначены для дистанционного и местного управления запорной арматурой и могут работать в системах автоматического управления.
Электроприводы рассчитаны для работы в повторно-кратковременном режиме S2 по ГОСТ 183-74 с продолжительностью включения 15 мин., с частотой включений - до 60 раз в час. Питание электродвигателей осуществляется от трехфазной сети переменного тока, напряжением 380 В и частотой 50 Гц. Относятся к классу ремонтируемых изделий. Установочное положение - любое.
Маркировка взрывозащиты электроприводов - 1ExdIIВT4 по ГОСТ Р 51330.0-99:
Маркировка | Обозначение |
---|---|
1 | Взрывозащищенное электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при признанных вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме повреждений средств взрывозащиты |
Ex | Показатель взрывобезопасности |
dIIB | Взрывозащищенное электрооборудование для внутренней и наружной установки для потенциально взрывоопасных сред (кроме подземных выработок шахт), cо взрывонепроницаемой оболочкой d и нормируемыми размерами взрывонепроницаемых щелей между сопрягаемыми поверхностями деталей корпуса электропривода по ГОСТ Р 51330.1-99 |
Т4 | Максимальная эксплуатационная температура поверхности корпуса электродвигателя |
Разрешенные газовые среды для работы взрывозащищенных электроприводов - по ГОСТ Р 51330.11-99;
Функции электроприводов:
- Закрытие и открытие затвора арматуры с местного и диспетчерского пульта управления нажатием пусковых кнопок;
- Ручное управление затвором арматуры с помощью маховика ручного дублера при отсутствии электропитания;
- Остановку затвора арматуры в любом промежуточном положении подачей команды "стоп";
- Автоматическое отключение электродвигателя двухсторонней муфтой ограничения крутящего момента при достижении заданного крутящего момента на выходном валу в положениях ЗАКРЫТО, ОТКРЫТО или при аварийной остановке подвижных частей в процессе хода на закрытие и открытие;
- Сигнализацию на диспетчерском пульте управления крайних положений затвора арматуры и при срабатывания двухсторонней муфты ограничения крутящего момента;
- Автоматическое отключение электродвигателя конечными микровыключателями электропривода при достижении затвором арматуры крайних положений;
- Сигнализацию промежуточных положений затвора арматуры в произвольно настраиваемых точках;
- Указание крайних и промежуточных положений затвора арматуры на шкале местного индикатора положения затвора арматуры;
- Дистанционное указание степени открытия затвора арматуры на пульте управлении;
- Автоматическое переключение электропривода из положения ручного управления на управление от электродвигателя (для электроприводов ГЗ-ВА, ГЗ-ВБ КС);
- Возможность регулировки выставляемого крутящего момента в пределах от 10 до 100% от максимального значения;
- Простую настройку ограничителя хода выходного вала электропривода;
- Защиту электродвигателя от перегрева при перегрузках (t - 120°С).
Обеспечение средств взрывозащиты
- Взрывозащищенность электропривода достигается за счет:
- Заключения всех токоведущих частей электропривода во взрывонепроницаемую оболочку высокой механической прочности согласно ГОСТ Р 51330.1-99;
- Обеспечения требований по минимальным путям утечки тока и электрическим зазорам в клеммной коробке электропривода и микропереключателях, нормируемых ГОСТ Р 51330.10-99;
- Герметизации ввода кабелей взрывозащищенного исполнения (типа КСРБГ или КВРГ) согласно ГОСТ Р 51330.1-99 п. 9.3 и ГОСТ Р 51330.13-99 п. 10.3.2;
- Применения щелевой взрывозащиты в местах сопряжения деталей и узлов взрывонепроницаемой оболочки электропривода (рис. 8, стр. 27) согласно ГОСТ Р 51330.1-99.
Структура условного обозначения электропривода
Маркировка | Обозначение |
---|---|
ГЗ | Обозначение многооборотного электропривода серии ГЗ |
В | Тип исполнения: В – взрывозащищенного исполнения в соответствии с 1ExdIIВT4 |
А | Тип присоединения к арматуре по ОСТ 26-07-763-73 |
100 | Максимальный крутящий момент на выходном валу, Н·м |
24 | Частота вращения выходного вала, об/мин. |
КС | Обозначение интегрированного электропривода (контроль системы) |
У1 | Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150 (У1, Т1) |
ТУ 3791-001-96569271-2006 | Обозначение технических условий на электроприводы |
Пример условного обозначения многооборотного интегрированного взрывозащищенного электропривода, с типом присоединения к запорной арматуре - А, с максимальным крутящим моментом на выходном валу - 100 Н·м, частотой вращения выходного вала - 24 об/мин.; климатического исполнения У1: Электропривод ГЗ-ВА.100/24 КС У1 ТУ 3791-001-96569271-2006.
Условия эксплуатации электропривода
- Климатическое исполнение по ГОСТ Р 15150.
- Возможные места установки - стационарные установки в помещениях и на открытом воздухе, под навесом.
- Рабочий диапазон температур: от - 30 ºС до + 40 ºС.
- Относительная влажность (верхнее значение) - 100 % при 25 ºС.
- Степень защиты корпуса по ГОСТ 14254 - IP 65.
Основные технические данные интегрированных электроприводов:
Условное обозначение | Тип присоед-я к арматуре по ОСТ 26-07-763- 73 | Макс-й крутящий момент на выходном валу | Частота вращения вала, об/мин. | Настраиваемое число оборотов выходного вала, необходимое для закрытия (открытия) арматуры, об. | Вес | ||
Н·м | Стандарт. | По заказу | Мин. | Макс. | кг, ±8% | ||
ГЗ-ВА.100 КС | А | 100 | 24 | 12, 18, 36 | 1 | 300 | 68 |
ГЗ-ВА.150 КС | А | 150 | 24 | 12, 18, 36 | 1 | 300 | 72 |
ГЗ-ВБ.200 КС | Б | 200 | 24 | 12, 18, 36 | 1 | 300 | 92 |
ГЗ-ВБ.300 КС | Б | 300 | 24,36 | 12, 18, 48 | 1 | 300 | 97 |
ГЗ-ВВ.600 КС | В | 600 | 24,36 | 12, 18, 48 | 1 | 400 | 163 |
ГЗ-ВВ.900 КС | В | 900 | 24 | 12, 18, 36 | 1 | 400 | 169 |
ГЗ-ВГ.2500 КС | Г | 2500 | 24 | 12, 18, 36 | 1 | 400 | 271 |
ГЗ-ВД.5000 КС | Д | 5000 | 12 | - | 1 | 400 | 341 |
Заводом - изготовителем производится предварительная настройка числа оборотов выходного вала: ГЗ-ВА КС - 20 об., ГЗ-ВБ, ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ и ГЗ-ВД КС - по 40 об.
При обслуживании электроприводов должны соблюдаться следующие правила:
- Обслуживание электроприводов должно производится в соответствии с установленными "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей";
- Место установки электроприводов должно иметь достаточную освещенность;
- Корпус электроприводов должен быть заземлен;
- Работа с электроприводами серии ГЗ должна производиться только исправным инструментом;
- Приступая к профилактической работе, необходимо убедиться, что электропривод отключен от сети.
Устройство и работа электроприводов
Рис.1 Интегрированные электроприводы серии ГЗ-ВА, ГЗ-ВБ КС (без контроллера)
1 | Электродвигатель | 14 | Двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента |
2 | Маховик ручного дублера | ||
3 | Прямозубая цилиндрическая шестерня | 15 | Блок тепловой защиты |
4 | Основной корпус | 16 | Индикатор положения затвора арматуры |
5 | Прокладка | 17 | Ограничитель хода выходного вала |
6 | Переходной вал ограничителя хода | 18 | Реверсивные магнитные пускатели |
7 | Пружина полуавтоматической муфты | 19 | Клеммные колодки контактных соединений |
8 | Выходной вал | 20 | Крышка корпуса |
9 | Рычаг переключения режимов | 21 | Окно индикатора положения |
10 | Червячное колесо | 22 | Переключатель командный (открыть / закрыть / стоп) П2 |
11 | Червячный вал | 23 | Переключатель местного / удаленного управления П1 |
12 | Набор тарельчатых пружин | 24 | Корпус клеммной коробки |
13 | Монтажный фланец | 25 | Крышка клеммной коробки |
Электроприводы состоят из следующих основных узлов и деталей:
- Электродвигателя,
- Реверсивных магнитных пускателей,
- Командных переключателей,
- Блока тепловой защиты,
- Силового редуктора,
- Двухсторонней муфты ограничения крутящего момента (моментной муфты),
- Ограничителя хода выходного вала,
- Маховика ручного дублера,
- Выходного вала с кулачками,
- Монтажного фланца и корпусных деталей.
Для герметизации внутренних полостей электроприводов в местах неподвижных и подвижных соединений деталей предусмотрены уплотнительные устройства.
Электроприводы серии ГЗ-ВА и ГЗ-ВБ КС (рис. 1)
В корпусе электропривода (4) установлены: силовой редуктор, состоящий из червячного вала (11) и червячного колеса (10), размещенного на выходном валу (8), ограничитель хода выходного вала (17), двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента (моментная муфта) (14). К корпусу крепятся: электродвигатель (1), клеммная коробка (24, 25) и монтажный фланец (13). Для обеспечения управления электроприводом от маховика ручного дублера (2) на выходном валу (8) установлена полуавтоматическая муфта с пружиной (7), позволяющая производить операции по открытию и закрытию арматуры при отсутствии электропитания электропривода.
Рис. 2 Ограничитель хода выходного вала
Ограничитель хода выходного вала состоит из редуктора 30 (рис. 2) и роторного механизма микровыключателей.
На редукторе 30 расположены три вала: вал В, настроечные валы (А, С) положения ОТКРЫТО (OPEN), ЗАКРЫТО (CLOSE).
Роторный механизм микровыключателей состоит из двух роторных валов с микровыключателями положений ОТКРЫТО (OPEN), ЗАКРЫТО (CLOSE).
Механизм двухсторонней муфты ограничения крутящего момента (рис. 3) состоит из червячного вала, сбалансированного по осевым перемещениям тарельчатыми пружинами и ограничителя крутящего момента с пластиной С (рис 3).
Рис. 3 Двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента
Индикатор положения затвора арматуры (16) (рис. 1) состоит из набора установочных шестерен, потенциометра (40) (рис. 4), регулируемых дисков с указателем положения затвора (47, 48). На стержне (42) имеется 4 зубчатых зацепления, позволяющих фиксировать шестерню (43), для трехступенчатой индикации положения затвора арматуры.
Рис. 4 Индикатор положения затвора арматуры
Работа электроприводов при электрическом управлении (от электродвигателя)
Вращение от электродвигателя (1) (рис.1) через прямозубую цилиндрическую шестерню (3) передаётся на червячный редуктор (10,11), который обеспечивает вращательное движение выходного вала (8) и через кулачковую муфту преобразуется в поступательное движение штока затвора арматуры.
Выходной вал электропривода механически связан с индикатором положения затвора арматуры (16) и ограничителем хода выходного вала (17), что позволяет автоматически отключаться электродвигателю при достижении заданных параметров.
При электрическом управлении электроприводом возможно вращение маховика ручного дублера с небольшой скоростью, что не является признаком неисправности.
Работа электроприводов при ручном управлении
При ручном управлении вращение от маховика ручного дублера передаётся через полуавтоматическую муфту на выходной вал электропривода. Один оборот маховика ручного дублера соответствует одному обороту выходного вала.
Работа двухсторонней муфты ограничения крутящего момента (моментной муфты)
При достижении заранее отрегулированной величины крутящего момента в положении ЗАКРЫТО или ОТКРЫТО, либо, в случае заклинивания затвора арматуры в промежуточном положении, выходной вал с червячным колесом останавливается, а червячный вал, ввинчиваясь в венец червячного колеса, вследствие продолжающегося вращения ротора электродвигателя, начинает перемещаться в осевом направлении, сжимая тарельчатые пружины. Величина сжатия тарельчатых пружин определена настроенным крутящим моментом моментной муфты.
Поступательное движение червячного вала преобразуется во вращательное движение вала моментной муфты.
Кулачки, расположенные на валу моментной муфты, размыкают электрическую цепь питания электродвигателя, освобождая кнопки муфтовых микропереключателей.
Работа ограничителя хода выходного вала
Ограничитель хода выходного вала (рис. 2) через переходной вал механически связан с выходным валом электропривода. После надлежащей настройки ограничитель хода выходного вала соответствует определенным положениям затвора. При достижении затвором арматуры этих положений срабатывают соответствующие микровыключатели, отключая электропитание электродвигателя.
Работа индикатора положения затвора арматуры
Индикатор положения затвора арматуры (16) (рис. 1) механически связан с валом ограничителя хода выходного вала. После надлежащей настройки указания индикатора соответствуют определенным положениям затвора арматуры независимо от режима работы электропривода - ручного или электрического.
Электроприводы серии ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД КС (рис. 5)
Электроприводы серии ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД КС имеют идентичную конструкцию. Корпус - литой, к корпусу крепятся редуктор маховика ручного дублёра, электродвигатель, монтажный фланец. В корпусе установлены червячный редуктор с тарельчатыми пружинами, выходной вал, двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента, ограничитель хода выходного вала и индикатор положения затвора арматуры.
Работа электроприводов при электрическом управлении
При пуске электропривода вращение от электродвигателя (1) (рис. 5) передается выходному валу (8) через прямозубую цилиндрическую шестерню (3), червячный вал (11) и червячное колесо (10). Через переходной вал (6) вращение также передается на ограничитель хода выходного вала (17) и индикатор положения затвора арматуры (16), что позволяет автоматически выключаться электродвигателю (1) при достижении электроприводом заданных параметров.
Работа электроприводов при ручном управлении
При ручном управлении вращение от маховика ручного дублера передаётся на выходной вал электропривода.
На валу маховика ручного дублера находится микропереключатель СК (рис. 6), блокирующий запуск электродвигателя в случае работы электропривода от маховика ручного дублера.
При ручном управлении необходимо убедиться, что электропривод отключен от сети.
Рис.5 Интегрированные электроприводы серии ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД КС (без контроллера)
1 | Электродвигатель | 14 | Двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента |
2а | Вал маховика ручного дублера | ||
3 | Прямозубая цилиндрическая шестерня | 15 | Блок тепловой защиты |
4 | Основной корпус | 16 | Индикатор положения затвора арматуры |
5 | Прокладка | 17 | Ограничитель хода выходного вала |
6 | Переходной вал ограничителя хода | 18 | Реверсивные магнитные пускатели |
7а | Микропереключатель СК | 19 | Клеммные колодки контактных соединений |
8 | Выходной вал | 20 | Крышка корпуса |
9а | Фиксатор вала маховика | 21 | Окно индикатора положения |
10 | Червячное колесо | 22 | Переключатель командный (открыть / закрыть / стоп) П2 |
11 | Червячный вал | 23 | Переключатель местного / удаленного управления П1 |
12 | Набор тарельчатых пружин | 24 | Корпус клеммной коробки |
13 | Монтажный фланец | 25 | Крышка клеммной коробки |
Рис. 6 Электрическая схема управления
Для управления электроприводами применяется схема, приведенная на рис. 6.
При достижении затвором арматуры крайних положений ОТКРЫТО или ЗАКРЫТО, срабатывают конечные микровыключатели 1КВО или 1КВЗ, отключая питание электродвигателя электропривода.
При превышении установленного крутящего момента при закрытии и открытии затвора арматуры, срабатывают муфтовые микровыключатели ВМЗ и ВМО, отключая питание электродвигателя электропривода.
Муфтовые микровыключатели ВМЗ и ВМО после срабатывания возвращаются в первоначальное положение при вращении выходного вала в обратную сторону.
Условные обозначения схемы управления электроприводом
Маркировка | Обозначение |
М | Электродвигатель |
1КВО 1КВЗ | Концевые микровыключатели ОТКРЫТО / ЗАКРЫТО |
2КВО 2КВЗ | Микровыключатели индикации положения ОТКРЫТО / ЗАКРЫТО |
3КВО 4КВО | Промежуточные микровыключатели ОТКРЫТО |
3КВЗ 4КВЗ | Промежуточные микровыключатели ЗАКРЫТО |
1ВМО 1ВМЗ | Муфтовые микровыключатели ОТКРЫТО / ЗАКРЫТО |
2ВМО 2ВМЗ | Микровыключатели индикации моментной муфты |
МО | Магнитный пускатель открытия |
МЗ | Магнитный пускатель закрытия |
П1 | Переключатель местного / дистанционного управления |
П2 | Переключатель командный (открыть / закрыть / стоп) |
КО | Кнопка управления "Открыть" |
КЗ | Кнопка управления "Закрыть" |
КС | Кнопка управления "Стоп" |
Н | Нагревательное сопротивление |
R | Потенциометр |
F | Предохранитель |
БТ | Блок тепловой защиты |
ТС | Термореле электродвигателя |
СК | Микропереключатель, блокирующий запуск электродвигателя при работе электропривода в ручом режиме (только в типах ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД) |
СС | Микропереключатель индикации состояния дистанционного управления |
Примечание:
- Микропереключатель СК установлен только в электроприводах ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД КС.
- Переключатель "П1" - в положении "Дистанционно".
Руководство по эксплуатации
Электроприводы снабжены внутренним нагревательным сопротивлением Н (220 В, 15 Вт) для защиты внутренних элементов от конденсата.
В интегрированных электроприводах серии ГЗ используется трансмиссионная консистентная смазка, которая не требует замены в течение всего срока службы электропривода. При необходимости добавления или замены смазки, рекомендуется применять смазку Литол-24М.
Продолжительность службы электроприводов и исправность действия их механизмов, деталей и узлов зависят от правильного обращения с электроприводами и ухода за ними, от правильной подготовки к работе, а также выполнения всех требований настоящей инструкции.
Указание мер безопасности
При обслуживании взрывозащищенных электроприводов должны соблюдаться требования к электрооборудованию согласно ГОСТ Р 51330.0-99 п. 6, ГОСТ Р 51330.13-99, ГОСТ Р 51330.1-99, ГОСТ Р 51330.16-99, а также общие требования к электроустановкам ПТЭЭП (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей), разд. 2.
Обслуживание электроприводов во взрывоопасных зонах должно вестись в соответствии с установленными ПУЭ (Правила устройства электроустановок) гл. 7.3. Обслуживающий персонал может быть допущен к обслуживанию электроприводов только после прохождения соответствующего инструктажа по технике безопасности.
Для безопасной работы электропривода следует выполнять следующие правила:
- Установить электропривод в месте с достаточной освещенностью;
- Заземлить корпус электропривода;
- Приступая к профилактической работе, необходимо убедиться, что электропривод отключен от сети;
- Работа с электроприводами должна проводиться только исправным инструментом;
- Не запускать электропривод, установленный на арматуре, не произведя первоначальную настройку или не проверив параметры работы ограничителя хода выходного вала и направление вращения выходного вала электропривода по индикатору положения затвора арматуры.
- Не прилагать больших усилий для перемещения рычага переключения режимов работы (6) (рис. 1)
На корпусе взрывозащищенного электропривода рельефными знаками нанесены маркировка взрывозащиты электрооборудования Ех, оригинальный шильд с техническими данными электропривода и надпись "ОТКРЫВАТЬ, ОТКЛЮЧИВ ОТ СЕТИ", сохранность которых должна быть обеспечена в течение всего срока службы электропривода.
Прежде, чем устанавливать, эксплуатировать электропривод следует внимательно прочитать и полностью изучить настоящее техническое описание и руководство по эксплуатации.
Категорически запрещается самостоятельно разбирать и ремонтировать узлы электропривода, а также использовать электропривод не по назначению. Во избежание поражения электрическим током перед работой с электроприводом следует отключить электропитание.
Порядок установки и требования к монтажу
К монтажу электроприводов допускается персонал, изучивший устройство электроприводов, правила техники безопасности, требования настоящего руководства. Монтаж электропривода должен производиться специально обученным персоналом, имеющим допуск к работе с электроустановками до 1000 В.
Установочное положение электроприводов - любое, кроме положения клеммной коробкой вниз.
Взрывозащищенность электропривода достигается с помощью заключения электрических частей во взрывонепроницаемую оболочку, которая выдерживает давление взрыва и исключает передачу взрыва в окружающую взрывоопасную среду.
Поэтому в местах соприкосновения крышки корпуса с основным корпусом и крышки клеммной коробки с корпусом клеммной коробки недопустимы какие-либо повреждения, или покрытия краской. Присоединение данных корпусных деталей должно осуществляться оригинальными болтами с пружинными шайбами и затянутыми в последовательности "крест-накрест".
Перед монтажом электропривода проверить:
- Наличие и состояние техдокументации;
- Внешний вид электропривода (монтаж электроприводов с внешними дефектами не допускается);
- Легкость перемещения подвижных деталей при работе от маховика ручного дублера.
Снять крышку корпуса и крышку клеммной коробки:
- Убедиться в целостности внутренних деталей электропривода (колодки, стекла, микровыключатели, потенциометр);
- Убедиться в отсутствии сторонних предметов (бумаги, изоляции и т.п.), а также смазки от соприкасаемых поверхностей корпусных деталей на электрокомпонентах.
Во время монтажа необходимо осуществлять контроль за сохранностью поверхностей корпусных деталей, обеспечивающих взрывонепроницаемость оболочки (недопустимо нанесение царапин и прочих механических повреждений на поверхностях оболочки, а также на резиновых прокладках).
Все крепежные детали - болты, винты должны быть заводского производства и устанавливаться через пружинные шайбы.
Для сохранения целостности взрывонепроницаемой оболочки следует периодически проверять затяжку резьбовых соединений, в зависимости от условий эксплуатации. Поверхности, обеспечивающие взрывонепроницаемость, в местах соприкосновения должны быть смазаны густой антикоррозионной смазкой типа Литол-24М.
После монтажа проверяются:
- Сопротивление изоляции электрических цепей относительно корпуса (должно быть не менее 20 МОм при температуре 20 °С и влажности до 80 %);
- Сопротивление заземления (должно быть не более 0,1 Ом);
- Работу электропривода от маховика ручного дублера.
Подключить электропитание к электроприводу согласно принципиальной электрической схеме подключения, предварительно установив затвор арматуры в среднее положение при помощи маховика ручного дублера и проверить:
- Работу электропривода от электродвигателя:
- Настройку на открытие и закрытие и четкость срабатывания ограничителя хода выходного вала электропривода (для чего надо сделать 2-3 цикла ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО).
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ обратить на обеспечение сохранности сопрягающихся поверхностей крышки и корпуса электропривода, крышки клеммной коробки и корпуса клеммной коробки, а также правильность последовательности обтяжки ("крест-накрест").
Настройка электроприводов
Установка ручного режима работы для электроприводов ГЗ-ВА и ГЗ-ВБ КС (рис. 1)
- Для установки ручного режима необходимо переместить рычаг переключения режимов работы (9) (рис. 1) по часовой стрелке (до упора). Ручной режим установлен.
- Если муфта рычага переключения режимов работы с трудом входит в зацепление, то необходимо медленно поворачивать маховик ручного дублера (2) (рис. 1).
- Переключение из ручного режима в режим работы от электродвигателя осуществляется автоматически при включении электродвигателя.
Установка ручного режима работы для электроприводов ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, ГЗ-ВД КС (рис. 5)
Переключать электропривод в ручной режим можно только при полностью остановленном электродвигателе. Для установки ручного режима необходимо:
- Отвернуть закрепляющий винт полукруглой пластины фиксатора вала маховика (9а) (рис. 5);
- Вынуть пластину фиксатора из проточки 1 и потянуть вал маховика (2а) на себя (до упора);
- После этого установить пластину фиксатора в проточку 2 на валу маховика. (На валу маховика имеется две проточки: 1 - ближняя к торцу вала и 2 - дальняя от торца вала маховика);
- Закрепить винтом пластину фиксатора вала.
Ручной режим установлен.
Для того чтобы вернуться в режим работы от электродвигателя, необходимо отвернуть закрепляющий винт, вынуть пластину фиксатора из проточки 2, утопив вал ручного дублёра установить фиксатор в проточку 1. Закрепить винтом пластину фиксатора вала.
Установка режима работы от электродвигателя для электроприводов ГЗ-А, ГЗ-Б, ГЗ-В, ГЗ-Г и ГЗ-Д
Чтобы установить режим работы от электродвигателя необходимо:
- Снять крышку корпуса (20) (рис. 1, рис. 5).
- Подключить электропривод согласно схеме, указанной в рис. 6.
- Настроить концевые выключатели.
- Установить крышку корпуса.
- Перевести переключатель П1 (23) (рис. 1, рис.5) в положение местного управления.
- Далее, при помощи командного переключателя П2 (22) (рис. 1, рис. 5) установить необходимое положение затвора арматуры.
- Если в электроприводе (для ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ, и ГЗ-ВД КС) установлен режим работы от маховика ручного дублера необходимо перевести электропривод на режим управления от электродвигателя (см. п. 4.2).
Порядок настройки базовых элементов электропривода
- Установить электропривод на запорную арматуру.
- Заземлить корпус электропривода.
- Вращая маховик ручного дублера определить крайние положения затвора арматуры и произвести настройку ограничителя хода выходного вала, индикатора положения затвора арматуры и потенциометра.
- В ручном режиме работы установить затвор арматуры в промежуточное положение.
- Подключить кабель электропитания, управления и индикации.
- Проверка направления вращения вала в режиме работы от электродвигателя (по местному индикатору положения затвора арматуры (16) (рис. 1, рис.5)). Включить питание, переключатель П1 (23) (рис. 1, рис. 5) перевести в положение местного управления. Командным переключателем П2 (22) (рис.1, рис. 5) подать команду на открытие или закрытие затвора запорной арматуры.
Проверить правильность выполняемой команды. В случае неправильного выполнения команды, работу электропривода следует немедленно остановить, путем перевода командного переключателя П2 в положение СТОП. Неправильное направление вращения может привести к серьезному повреждению электропривода в случае заклинивания затвора.
Направление вращения электродвигателя можно изменить поменяв местами любые два провода (А и В или А и С, или В и С) на силовом щите. При правильной настройке индикатор положения затвора арматуры будет указывать действительное положение затвора арматуры и электропривод будет останавливаться в конечных положениях с помощью ограничителя хода выходного вала и муфты ограничения крутящего момента.
Настройка двухсторонней муфты ограничения крутящего момента (моментной муфты) (рис. 3)
- Двухсторонняя муфта ограничения крутящего момента настраивается на заводе-изготовителе в соответствии с заявкой заказчика относительно необходимого крутящего момента.
- Снятие или модификация пластины С (рис. 3) ограничителя крутящего момента приводит к аннулированию гарантии на электропривод.
- Не превышайте значения установленного крутящего момента, не проконсультировавшись предварительно со специалистами завода - изготовителя.
- Перенастройка осуществляется только в пределах одного сектора.
- Настройка ограничителя крутящего момента во время работы категорически запрещается.
Шаги настройки моментной муфты:
- Переключите электропривод в ручной режим.
- Снимите нагрузку с пружины червячного вала при помощи маховика ручного дублера.
- Снять крышку корпуса (20) (рис. 1);
- Для направления закрытия и открытия: ослабьте винты (А) (рис.3) и переместите их в нужное положение. Перемещение в направлении "Мах" указывает на большее значение крутящего момента (рис. 3).
- Затяните винты (А) (рис.3).
- Установить крышку (20) (рис. 1);
- Перевести привод в режим работы от электродвигателя и убедиться в обеспечении плотного закрытия затвора арматуры в режиме работы от электродвигателя.
- При неплотном закрытии затвора арматуры произведите дополнительную настройку моментной муфты.
Настройка ограничителя хода выходного вала
Заводом - изготовителем производится предварительная настройка числа оборотов выходного вала: ГЗ-ВА КС- 20 об., ГЗ-ВБ, ГЗ-ВВ, ГЗ-ВГ и ГЗ-ВД КС - по 40 об.
Первый этап настройки.
Ограничитель хода выходного вала настраивается только после монтажа электропривода на запорную арматуру. Если устройство было демонтировано или снято с затвора арматуры, перед запуском электродвигателя следует вновь произвести проверку настройки ограничителя хода выходного вала (рис. 2). При выполнении операций по настройке концевых выключателей для облегчения вращения настроечных валов C и B (рис.2) рекомендуется применять шуруповерт.
- Для настройки ограничителя хода выходного вала положения ЗАКРЫТО затвор арматуры (в ручном режиме) переместить в положение ЗАКРЫТО.
- Снять крышку корпуса (20) (рис.1, рис.5).
- Утопить вал В шлицевой отверткой до упора и повернуть по часовой стрелке (рис. 2). Убедиться, что вал В зафиксирован в утопленном положении.
- При помощи тестера или визуально определить в каком состоянии находится микровыключатель 1КВЗ (рис.2) или по электросхеме (рис. 6) контакты N-8 на клеммных колодках.
- Если контакты (N-8) находятся в состоянии "замкнуто", то необходимо вращать вал C (рис. 2) по изображенной стрелке на плоскости редуктора до момента переключения 1КВЗ в состояние "разомкнуто", в дальнейшем это будет отвечать за отключение питания магнитного пускателя закрытия МЗ (рис.6) и соответствовать настроенному конечному положению арматуры "закрыто".
- Если контакты (N-8) находятся в состоянии "разомкнуто", то необходимо вращать вал С (рис. 2) против изображенной стрелки до момента переключения 1КВЗ в состояние "замкнуто". После чего повернуть вал C по изображенной стрелке, для того, чтобы контакты (N-8) снова разомкнулись, в дальнейшем это будет отвечать за отключение питания магнитного пускателя закрытия МЗ (рис.6) и будет соответствовать настроенному конечному положению арматуры "закрыто".
- Вернуть вал В редуктора 30 (рис. 2) в исходное положение, проверить полное зацепление валов А, С, В.
Индикация данного положения будет осуществляться одновременным переключением микровыключателя 2КВЗ и настроенного микровыключателя 1КВЗ.
При перемещении затвора арматуры вал В должен находиться в исходном положении, т.е. не утоплен. Для возврата вала В в исходное положение, повернуть вал В против часовой стрелки до упора и отпустить, проверить полное зацепление валов А, С, В. При правильном зацеплении ни один из валов А, С и В не должен свободно проворачиваться.
Второй этап настройки
- Для настройки ограничителя хода выходного вала положения ОТКРЫТО затвор арматуры (в ручном режиме) переместить в положение ОТКРЫТО.
- При снятой крышке корпуса (20), утопить вал В шлицевой отверткой до упора и повернуть по часовой стрелке (рис. 2). Убедиться, что вал В зафиксирован в утопленном положении.
- При помощи тестера или визуально определить в каком состоянии находится микровыключатель 1КВО (рис.2) или по электросхеме (рис. 6) контакты N-9 на клеммных колодках.
- Если контакты (N-9) находятся в состоянии "замкнуто", то необходимо вращать вал А (рис. 2) по изображенной стрелке на плоскости редуктора до момента переключения 1КВО в состояние "разомкнуто", в дальнейшем это будет отвечать за отключение питания магнитного пускателя открытия МО (рис.6) и соответствовать настроенному конечному положению арматуры "открыто".
- Если контакты (N-9) находятся в состоянии "разомкнуто", то необходимо вращать вал А (рис. 2) против изображенной стрелки до момента переключения 1КВО в состояние "замкнуто". После чего повернуть вал А по изображенной стрелке, для того, чтобы контакты (N-9) снова разомкнулись, в дальнейшем это будет отвечать за отключение питания магнитного пускателя открытия МО (рис.6) и соответствовать настроенному конечному положению арматуры "открыто".
- Вернуть вал В редуктора 30 (рис. 2) в исходное положение, проверить полное зацепление валов А, С, В.
Индикация данного положения будет осуществляться одновременным переключением микровыключателя 2КВО и настроенного микровыключателя 1КВО.
Промежуточные микровыключатели 3КВО и 4КВО, 3КВЗ и 4КВЗ настраиваются также, как переключатели конечных положений 1КВО и 1КВЗ.
Настройка индикатора положения затвора арматуры (рис. 4)
Не меняя положение затвора арматуры ОТКРЫТО, приступить к настройке индикатора положения (рис. 4):
- Установить шестерню (43) таким образом, чтобы она оказалась в зацеплении с соответствующей шестерней 5, 6 или 7 (Таблица 1 в "Приложениях" на стр. 26);
- Ослабить винт В, установить диск (47) с символом OPEN ( ) напротив стрелки;
- Зажать винт В;
- Установить затвор арматуры (в ручном режиме) в закрытое положение;
- Ослабить винт В;
- Не изменяя положения диска (47), установить диск (48) с символом CLOSE ( ) напротив стрелки;
- Зажать винт В;
- Установить крышку корпуса (20) (рис. 1, рис. 5).
Настройка потенциометра
В случае необходимости настройки потенциометра (Рис. 4):
- Затвор арматуры перевести в положение ЗАКРЫТО;
- Снять крышку корпуса (20) (рис.1, рис.5);
- Вращая вал потенциометра (40) (рис. 4) добиться показания на измеряемых клеммах 1, 2 (рис. 6) сопротивления (10÷20 Ом);
- Установить сдвоенную шестерню (41) (рис. 4) на вал потенциометра в соответствии с ранее выбранным положением сочетаемости (Таблица 1, см. Приложения на стр. 26) (в зависимости от необходимого количества оборотов выходного вала электропривода);
- Величина сопротивления потенциометра в положении ОТКРЫТО обеспечивается передаточным механизмом.
- Установить крышку корпуса (20) (рис.1, рис.5).
Эксплуатация
Ручное управление электроприводом разрешается только с помощью установленного маховика ручного дублера. Использование приспособлений для увеличения усилий на маховике ручного дублера и рычаге переключения режима работы категорически запрещается!
Запрещается самостоятельно разбирать и ремонтировать узлы электропривода, а также использовать электропривод не по назначению. Ограничитель хода выходного вала настраивается только после монтажа электропривода на запорную арматуру.
- Не используйте абразивную ткань для чистки контактов переключателя конечных положений.
- Не пытайтесь ремонтировать редуктор (30) (рис. 2) в ограничителе хода выходного вала. При необходимости следует заменить весь блок редукторов.
Поверхности между сопрягаемыми передней крышкой и корпусом должны быть очищены, смазаны; окраска или какие-либо их повреждения недопустимы. Присоединение передней крышки к электроприводу осуществляется оригинальными болтами с пружинными шайбами, затянутыми в последовательности "крест-накрест".
Рис. 7 Взрывозащищенная клеммная коробка
Подсоединения кабелей
- Ex-вводы сигнального и силового кабелей в полость взрывозащищенной клеммной коробки осуществляются через два отверстия, герметизируются с помощью резиновых пробок и уплотняются шайбами с прижимными гайками. Данные уплотнения обеспечивают взрывобезопасность электропривода.
- В полости взрывозащищенной клеммной коробки электропривода находятся соединительная колодка (Рис. 7) с клеммами, промаркированными цифрами и буквами. Подсоединение проводов к клеммной колодке осуществляется согласно ГОСТ Р 51330.0-99 Подсоединение кабелей может осуществляться U-образно загнутыми концами одножильных проводов или с помощью кабельных наконечников.
- Все жилы кабеля в клеммной коробке следует защитить от контактов с металлическими поверхностями. Не должно быть оголенных от изоляции и поврежденных участков проводов.
- Применяемые кабели взрывозащищенного исполнения (типа КСРБГ или КВРГ) должны иметь надежное заземление в соответствии с ГОСТ 21130.
- После подключения силовых и сигнальных кабелей установить крышку клеммной коробки.
Поверхности между сопрягаемыми деталями взрывозащищенного электропривода при монтаже должны быть очищены, смазаны; окраска или какие-либо их повреждения недопустимы. Присоединение крышки к клеммной коробке осуществляется оригинальными болтами с пружинными шайбами, затянутыми в последовательности "крест-накрест".
Техническое обслуживание
К обслуживанию электроприводов допускается только надлежащим образом проинструктированный персонал. Обслуживание электроприводов должно вестись в соответствии с действующими "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей" и настоящей инструкцией.
Во время эксплуатации необходимо проводить периодические осмотры, в зависимости от режима работы электроприводов, но не реже одного раза в три месяца. При осмотре обратить внимание на цельность корпуса, наличие всех крепежных деталей, предупредительных надписей и заземляющих устройств. При профилактическом осмотре провести измерение сопротивления изоляции.
В электроприводах используется трансмиссионная консистентная смазка, которая не требует обновления. При изменении количества консистентной смазки необходимо ввести смазку той же марки или с теми же характеристиками (рекомендуемая смазка Литол-24М).
Возможные неисправности и способы их устранения
Неисправность | Причина | Способ устранения |
При подаче управляющих команд электропривод не работает. | 1.Неисправна силовая электрическая цепь, магнитный пускатель или блок тепловой защиты. 2. Отсутствует электропитание. | 1.Проверить силовую цепь, магнитный пускатель, блок тепловой защиты и устранить неисправность. 2.Подать напряжение контактную группу A, B, C, N (3 фазы х 380В) (рис.6) |
При достижении затвором арматуры положения ЗАКРЫТО или ОТКРЫТО электродвигатель не отключается. | 1. Перефазировка 2.Разрегулировались настроенные положения конечных или муфтовых микровыключателей закрытия (открытия). 3.Отказал конечный или муфтовый микровыключатель закрытия (открытия). | 1.Произвести настройку правильности вращения электропривода по п.4.2.3-6 2.Отрегулировать положения конечных или муфтовых микровыключателей закрытия (открытия) и надежно закрепить их. 3.Заменить конечный или муфтовый микровыключатель закрытия (открытия). |
Во время хода на закрытие/ открытие арматуры электропривод остановился и на диспетчерском пульте управления загорелась лампа "Перегрузка". | Заклинивание штока затвора арматуры или подвижных частей электропривода. | Выключить электропривод и проверить пуск привода в том направлении, в котором произошло заклинивание. Если при повторном пуске произойдет остановка электропривода, то надо выявить и устранить неисправность. |
В крайних положениях затвора арматуры на диспетчерском пульте не горят лампы ЗАКРЫТО или ОТКРЫТО. | 1.Перегорели лампы. 2.Разрегулировались конечные микровыключатели 1КВЗ и 1КВО. 3.Отсутствует электропитание цепи индикации электропривода. | 1.Заменить лампы. 2.Отрегулировать контакты конечных микровыключателей и надежно закрепить их. 3.Проверить цепь индикации электроприводом, устранить неисправности и подать электропитание в цепь индикации. |
Во время работы электропривода диск индикатора положения не вращается. | Отвернулся винт, крепящий диск индикатора положения. | Произвести настройку диска индикатора положения затвора арматуры и надежно закрепить диск винтом. |
Неполное закрытие затвора арматуры. | 1.Недостаточен крутящий момент. 2.Между уплотнительными поверхностями затвора арматуры попали твердые частицы. 3.Не точно настроены конечные микровыключатели. | 1.Отрегулировать муфту ограничения крутящего момента. 2.Прочистить внутреннюю полость арматуры. 3. Настроить конечные микровыключатели. |
Таблица 1 Сочетаемость шестерен для ступенчатой регулировки индикации максимального количества оборотов выходного вала электроприводов
Сочетаемость шестерни 43 с шестернями | Номера шестерен | Тип электропривода Макс. количество оборотов выходного вала | ||||
ГЗ-А КС | ГЗ-Б КС | ГЗ-В КС | ГЗ-Г КС | ГЗ-Д КС | ||
5 | 45а-41а | 35 | 35 | 50 | 50 | 50 |
45б-41б | 20 | 20 | 28 | 28 | 28 | |
6 | 45а-41а | 108 | 108 | 140 | 140 | 140 |
45б-41б | 65 | 65 | 80 | 80 | 80 | |
7 | 45а-41а | 300 | 300 | 400 | 400 | 400 |
45б-41б | 200 | 200 | 240 | 240 | 240 |
Таблица 2 Мощности двигателей интегрированных электроприводов
Серия привода | Скорость вращения выходного вала электропривода, об./мин. | ||||
12 | 18 | 24 | 36 | 48 | |
Мощность электродвигателя, кВт | |||||
ГЗ-А.100 КС | 0.12 | 0.18 | 0.25 | 0.37 | 0.37 |
ГЗ-А.150 КС | 0.18 | 0.25 | 0.37 | 0.55 | 0.55 |
ГЗ-Б.200 КС | 0.25 | 0.37 | 0.55 | 0.75 | - |
ГЗ-Б.300 КС | 0.37 | 0.55 | 0.75 | 1.1 | - |
ГЗ-В.600 КС | 0.75 | 1.1 | 1.5 | 2.2 | - |
ГЗ-В.900 КС | 1.1 | 1.5 | 2.2 | 3 | - |
ГЗ-Г.2500 КС | 3 | 4 | 5.5 | 7.5 | - |
ГЗ-Д.5000 КС | 5.5 | 7.5 | 11 | - | - |
Изоляция обмотки электродвигателей по классу F. При эксплуатации и монтаже электропривода следует обращать особое внимание на протяжку наружных поверхностей, обозначенных на Рис. 8 словом "Взрыв".
Рис. 8 Указание поверхностей, обеспечивающих взрывонепроницаемость оболочки
Предыдущая страница | Следующая страница | |
---|---|---|
См также: | ||