Импортозамещение в арматурной промышленности. Продолжение
Запас на три года
Серьезные проблемы у заказчиков могут возникнуть с осуществлением глубоководных проектов по бурению на шельфе Арктике. Оборудование для этих целей почти целиком ввозилось из-за рубежа, а теперь, после санкций, введенных США И ЕС против России, подобные поставки стали невозможны.
«В настоящее время в России нет предприятий производящих трубопроводную арматуру для этих целей», говорит Тер-Матеосянц. «У нас есть достаточная компетенция, чтобы освоить процесс производства, но нет никакой уверенности в том, что эти продукты будут востребованы в будущем. Вот почему никто не делает инвестиции в эту отрасль».
Дополнительные проблемы создает высокая стоимость арматуры для шельфовых проектов. «Опыт показывает, что в шельфовых проектах используется много дорогой титановой арматуры», сообщил Плясунов, добавив, что 60 процентов арматуры, производящейся на заводе «Армалит-1» изготавливается из титана. Одна из специализаций компании – судовая арматура.
«Заготовка стоит несколько миллионов рублей, а токарная операция – 50-60 тыс. рублей. Если сломался резец или метчик в корпусе изделия, цена этого инструмента, конечно, небольшая.
Но пропадают 60 тыс. – это работа и 2,5 млн – это заготовка, которую может поставить в лучшем случае через полгода тот, кто ее в состоянии сделать по нужным требованиям. Кто станет ввязываться в такие проекты?» – поясняет Плясунов. В то же время, он считает, что опыт, накопленный «Армалит-1» предлагает многообещающие перспективы.
Тер-Матеосянц считает, что Российские производители судовой трубопроводной арматуры, такие как «Армалит-1» в Санкт-Петербурге и «Аскольд» в Арсеньеве (Приморский край) могут справиться с задачей замены импортной трубопроводной арматуры для шельфовых проектов.
Далее по списку идут производители устьевой арматуры для береговой добычи нефти, которые также могут освоить производство новых видов продукции путем внесения соответствующих корректив, связанных с окружающей средой и более низкими температурами.
По словам исполнительного директора НПАА, эти производители (которых можно пересчитать по пальцам одной руки) могут полностью удовлетворить спрос на арматуру в шельфовых проектах. Но это займет время, а уже сейчас ситуация достаточно напряженная.
«По оценкам экспертов, запасов оборудования, приобретенного российскими компаниями для этих целей, хватит приблизительно на три года. После этого фонд оборудования будет изношен, и перестанет функционировать надлежащим образом.Я понятия не имею, чем сейчас можно заменить это оборудование, так как сами производить его мы не в состоянии, а Запад больше поставлять его нам не намерен» указывает Тер-Матеосянц.
Александр Романихин уверен, что разговоры о том, что участникам рынка удастся найти лазейку и приобрести западное оборудование через третьи страны – абсолютно беспочвенны.
«Соединенные Штаты внимательно контролирует поток товаров, которые могут быть поставлены через третьи страны. Примером в этом смысле могут служить поставки в Иран, а также такие программы, как «Нефть в обмен на продовольствие» в Ираке, которая сделала сторонние поставки практически невозможными», говорит он.
Стимулом к импортозамещению является не только создание рабочих мест, фактор, который существовал всегда. Сегодня активизация связана с возможными проблемами в ключевых проектах».
Когда дело доходит до поставки высокотехнологичного оборудования, не следует делать ставки и на китайских производителей, поскольку они ориентированы прежде всего на основные востребованные продукты и изготавливают их на довольно высоком уровне.
«Но изготовление специальной продукции, предназначенной для особо важных секторов, они еще не освоили. Они находятся примерно в той же ситуации, что и мы. Они способны понять, как сделать что-то, но не хватает опыта», сказал Тер-Матеосянц.
По словам исполнительного директора НПАА, по той продукции, что российские производители уже освоили, производство может вырасти на 25 -30 процентов, но на то, чтобы освоить производство новых видов продукции понадобится не менее пяти лет.
Поэтому программа, принятая Министерством торговли и промышленности России предусматривает, что замена импорта для большинства категорий нефтегазового оборудования станет возможным не ранее, чем в 2018-2020 годах.
Конкретные меры
Тем временем, конкретные меры по импортозамещению не заставили себя ждать. Флагманом в этом деле, как и следовало ожидать, выступили государственные компании. Так например, еще в октябре 2014 года первый вице-президент компании «Транснефть» Юрий Лисин заявил на Национальном нефтяном и газовом форуме в Москве, что компания скоро полностью преодолеет зависимость от импортного оборудования.
Так, по словам Лисина, результатом десятилетней политики компании, направленной на замену импортного оборудования отечественным стало то, что уже сейчас Транснефть использует менее 10 процентов иностранного оборудования, все остальное производится в России.
Лисин отметил также, что существует "сложная ситуация" в отношении оставшихся 10 процентов оборудования: производство насосного оборудования, традиционно используемого в почти всех нефтепроводах транспортной системы бывшего СССР, находится в городе Сумы, на Украине. Однако, конкретные шаги в этой области уже делаются.
Другой неприятной темой Транснефти является необходимость использования анти-турбулентных добавок, применяемых для увеличения пропускной способности нефтепроводов на 20%, в зависимости от диаметра трубы. Сегодня США и Финляндия контролируют большую долю рынка таких добавок.
«Мы стараемся наладить процесс производства таких добавок с нашими производителями, но состояние химических заводов в России сдерживает этот процесс». Лисин сказал, что Транснефть может продолжать покупать такие анти-турбулентные добавки, сделанные западными производителями, но отметил, что такая ситуация компанию не устраивает.
Не отстает и Газпром. Так, 4 февраля 2015 года, в структуре ОАО «Газпром» создан новый департамент, который будет отвечать за реализацию единой корпоративной технической политики «Газпрома» в области поиска, создания и внедрения современных технологий, оборудования и материалов мирового уровня, в том числе, замещающих зарубежные аналоги с целью обеспечения технологической независимости компании.
Департамент возглавил Павел Крылов, а курирует его заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов.