Газпром наращивает строительство «Южного коридора» - сети газопроводов Юга России
Выполнение проекта «Газпрома» по строительству «Южного потока» - газотранспортной системы, предназначенной для подачи дополнительных объемов природного газа в Европу по дну Черного моря в самом разгаре.
Сегодня проект находится на стадии проведения тендеров и подписания контрактов на строительство трубопроводов, поиска подрядчиков и поставщиков оборудования.
Недавно он снова привлек внимание прессы, когда Федеральная антимонопольная служба России обратила внимание на результаты тендера на строительство 191,5-километрового участка газопровода «Починки-Анапа», который является частью будущего трубопровода «Южный коридор». Этот участок предназначен для обеспечения постоянной поставки природного газа не только в «Южный поток», но и в центральные и южные регионы России.
Правительству пришлось вмешаться после получения жалобы от компании «Стройгазконсалтинг». Комментируя результаты тендера, представитель «Стройгазконсалтинг» сообщил, что на основе критериев, перечисленных в требованиях тендера Газпрома, «Стройгазконсалтинг» был впереди своего оппонента - компании «Стройтрансгаз» по ряду пунктов, в том числе квалификации персонала, уровню технической и технологической оснащенности, опыта в строительстве трубопроводов, а также стоимости работ.
«СтройГазКонсалтинг» предложил построить трубопровод по сумме 16 989 000 000 рублей (около $ 468 300 000), в то время как ценник «Стройтрансгаза» составлял 17 685 000 000 рублей ($ 490 100 000). Тем не менее, 25 марта «Стройтрансгаз» был объявлен победителем тендера.
Пресс-служба ФАС сообщила, что тендерные документы были составлены не в полном соответствии с законодательством. Расследование ФАС показало, что «Газпром» давал оценки конкурсных предложений в манере, которая нарушает закон. В конечном счете, регуляторы аннулировали результаты тендера и приказали «Газпрому» исправить нарушения и продлить срок приема тендерных предложений.
Представители «Стройгазконсалтинг» уверяют, что их компания подаст заявку снова, несмотря на то, что прежние заявки отклонялись несколько раз, чтобы освободить место для «Стройтрансгаза.»
Между тем, большинство аналитиков считают, что даже после устранения нарушений крайне маловероятна возможность передачи «Газпромом» контракта компании «Стройгазконсалтинг».
Некоторые проблемы между двумя компаниями возникли в 2013 году, когда глава «Стройгазконсалтинг» Зияд Манасир подал жалобу в президентскую комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса, утверждая, что «Газпром» начал значительно задерживать финансирование новых проектов, создавая плохую ситуацию для подрядчика.
Примерно в то же время «Газпром» предложил присудить все контракты на обслуживание газотранспортной сети четырем компаниям: «Стройгазмонтаж», «Стройтрансгаз», «Газпром центрремонт» и «Салаватнефтехимстрой». «Стройгазконсалтинг», который раньше был основным подрядчиком «Газпрома» в этот список не вошел.
Источники в «Газпроме» не комментируют выбор подрядчика, но уверяют, что «Газпром» будет иметь дело со всеми, кто подаст заявку, хотя этот процесс может расширить сроки выполнения проекта.
Как долго будет длиться процедура корректировки тендера, и когда именно строительство участка «Починки-Анапа» будет запущено, Газпром пока не указывает.
Однако, отсрочка тендера не в интересах самого газового монополиста, так как своевременное выполнение проекта на юге России является жизненно важным для будущих поставок газа в Европу через «Южный поток», которые планируется начать в конце 2015 года.
Западный и восточный маршруты «Южного коридора»
Строительство газопроводной сети «Южный коридор» является частью крупномасштабного проекта расширения Единой Системы Газоснабжения России. Согласно официальным заявлениям Газпрома, «Южный коридор» даст дополнительные объемы газа в центральные и южные районы, для развития промышленности, сельского и коммунального хозяйства.
Новая сеть газопровода пройдет по территории восьми регионов России - Нижегородской, Пензенской, Воронежской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей, а также Мордовии, и Красноярского края. «Южный коридор» имеет два маршрута - западный и восточный, которые будут построены в два этапа.
Западный маршрут Южного коридора.
Общая протяженность Западного маршрута будет составлять 880,6 км. Сегодня ведется работа по созданию новых дожимных станций и модернизации существующих. Суммарная мощность пяти насосных станций будет составлять 574 МВт.
В феврале глава Газпрома Алексей Миллер провел совещание, посвященное реализации проектов «Южный поток» и «Южный коридор», на котором была озвучена обновленная информация о текущих строительных работах по первой очереди газопровода «Южный коридор».
В настоящее время проложено более 477 километров труб, на отдельных участках линии проводятся испытания. Согласно сводке, готова площадка для компрессорной станции Шахтинская, и установлено технологическое оборудование на насосных станциях Русская, Кореновская и Казачья.
Также в целях обеспечения поставок необходимых объемов газа, ведется расширение газопровода «Уренгой-Новопсков»: точка соединения газопровода для этой цели оборудована на участке «Петровск-Писаревка». В дополнение к этому ведется усиленная работа по реконструкции насосных станций Екатериновка, Бубновки и Писаревка.
Восточный маршрут Южного коридора.
Восточной маршрут, который является частью второго этапа строительства газопровода «Южный коридор», почти в два раза длиннее западного маршрута, его длина составляет 1,625.6 километров. Проект предусматривает строительство девяти насосных станций с общей мощностью 942 МВт. Впоследствии три из этих станций - Кореновская, Казачья и Русская - будет работать одновременно на обоих маршрутах.
Казачья и Русская компрессорные станции являются одними из ключевых объектов всего проекта строительства южного коридора. Кроме транспортировки газа, станция Казачья будет также выполнять функцию его очистки от примесей и различных видов твердых тел. После этого газ будет закачиваться в дожимной компрессорной станции Русская и отправляться далее в Европу по трубопроводу Южный поток.
Дожимная компрессорная станция Русская, которая является конечным пунктом линии «Южный коридор» и отправной точкой магистрали «Южный поток», станет самой мощной дожимной компрессорной станцией на земном шаре. Она будет создавать такое давление газа (28,45 МПа) при котором будет возможно перекачивать природный газ на расстояние 900 километров, без каких-либо дополнительных технических устройств (давление газа на компрессорной станции Казачья, например, составит лишь 11,8 МПа).
В конце прошлого года, генеральный подрядчик строительства станции Русская, Стройгазмонтаж (Ленгазспецстрой был субподрядчиком), начал установку первого разгонного блока. Это устройство характеризуется высоким КПД (32 процента) и низким уровнем выбросов. В Русской планируется установить 14 таких блоков общей мощностью 448 МВт. Разгонные блоки производятся в России.
Согласно инвестиционной программе Газпрома на 2014 год, объем инвестиций для реализации проекта Южный коридор составит около 168 100 000 000 рублей ($ 4680 млн), что в 1,5 раза больше, чем было выделено в 2013 году. В прошлом году Газпром увеличил общую стоимость проекта с 509 600 000 000 рублей до 738 500 000 000 рублей.
В этом году, монополист планирует потратить в общей сложности 404 100 000 000 рублей ($ 11,2 млрд.) на увеличение газотранспортных мощностей. Из них 354 400 000 000 рублей ($ 9,9 млрд.) будут направлены на строительство новых объектов (в прошлом году эти цифры составили 385 500 000 000 рублей и 340 млрд. рублей соответственно). Для целей реконструкции и модернизации газопроводов компания выделит 49 700 000 000 рублей ($ 1,4 млрд.) в этом году против 45 400 млн. рублей в 2013 году.
Трубы - основа Южного потока.
15 апреля рабочие Выксунского металлургического завода, принадлежащего ОМК, изготовили первую трубу для первого подводного участка газопровода «Южный поток».
Газпром сообщил, что трубы для подводной части газопровода имеют уникальный дизайн. Длина каждой трубы составляет 12 метров, диаметр 813 миллиметров, толщина стенки - 39 миллиметров. Сталь SAWL 450 класса способны выдерживать сверхвысокое рабочее давление до 28,45 МПа.
Также Ижорский металлургический завод в России и EUROPIPE в Германии в апреле начал подготовку к массовому производству этого вида труб.
Эти три компании будут поставлять трубы для строительства первой ветки газопровода «Южный поток» (в соответствии с договором, EUROPIPE будет поставлять 50 процентов труб, ОМК - 35 процентов, Северсталь - 15 процентов). В целом, Газпрому понадобится 75 000 труб для этого этапа проекта.
Рабочий проект проектирования и строительства первой очереди газопровода, будет осуществляться итальянской компанией Saipem S.p.A, дочерней компанией энергетического гиганта Eni, с которым был заключен контракт на сумму около 2 млрд. евро.
Впоследствии японский консорциум Марубени-Иточу и компания Sumitomo будут производить 40 процентов труб для второй очереди газопровода «Южный поток», а ОМК и Северсталь будут обеспечивать оставшиеся 35 процентов и 25 процентов соответственно.
По материалам www.oilandgaseurasia.com
Региональная газовая компания «Палюр»
Читайте также: