Подборка фильмов о нефти, нефтяниках и буровых платформах
Что общего у завода по производству сжиженного газа и фабрики грез - Голливуда? Ответ прост – оба этих заведения дают человечеству энергетический импульс. Различие в том, что завод СПГ обеспечивает энергией наши транспортные средства и обогревает наши дома, а кино сообщает энергию самому человеку. Голливуд тратит миллионы долларов, чтобы увлечь и развлечь зрителей по всему миру.
В ряду потребностей современного человека, кинопродукция и продукты переработки нефти, такие как бензин и керосин стоят в одном ряду, и не сильно далеко друг от друга. Можно сказать, что кино и нефть – близкие родственники, что обе эти гигантские, многомиллиардные индустрии пребывают во взаимовыгодном симбиозе.
Нефть порождает энергию, которая питает кинопроектор или накапливается в аккумуляторе цифровой видеокамеры. А киноиндустрия находит интересные и занимательные сюжеты в индустрии нефтегазовой. Ведь такая сложная и опасная индустрия притягивает сильные характеры и рождает множество угрожающих ситуаций – раздолье для кинематографистов.
Нужно добавить и то, что зародились эти отрасли практически в одно и то же время. Двадцатый век уже нельзя представить без нефти и кино, но начало этим модерновым отраслям было положено в веке предыдущем.
Датой начала промышленной мировой нефтедобычи, по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом.
Осенью 1864 года в России был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. А 28 декабря 1895 года, на бульваре Капуцинок в Париже, в одном из залов «Гран кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа.
С тех пор и шествуют кинобизнес и нефтедобыча рука об руку. В бюджетах крупных студий солидную часть средств составляют капиталы нефтепромышленников. А действие многих значительных фильмов в киноистории происходит на фоне нефтяных вышек и буровых платформ.
В этом материале мы подобрали девять таких фильмов, декорациями в которых служат фонтаны черного золота, а герои имеют прямое отношение к добыче нефти. Или владеют буровыми вышками. Или являются бурильщиками. Или, на худой конец, являются шпионами, и выведывают секреты, имеющие отношение к нефти.
Итак, встречайте – девять лучших фильмов про нефть, снятых в Голливуде, и не только.
Внимание! Присутствуют спойлеры!
Талса - 1949 г.
Фильмы мы расставили в хронологическом порядке - по дате выхода на экран, начиная с самого старого. Соответственно, первым в этом ряду стоит кинолента под названием Tulsa (Талса) – фильм, премьера которого состоялась в 1949 году и снятый по одноименной повести Ричарда Уормсера.
Собственно, Талса – это название маленького городка в штате Оклахома, где и разворачивается действие фильма. 1920-е годы. В округе проживают «добрые» соседи – Нелси Лэнсинг с дочерью Чероки, нефтепромышленник Таннер, и скотовод-индеец Джим Редберд. Однажды у Нелси погибает скот, отравленный нефтью с участка Таннера. Разгневанный Нелси спешит к Таннеру, чтобы потребовать компенсации, но тут и сам попадает под раздачу – погибает, подойдя слишком близко к нефтяной скважине.
В дело вступает дочь Нелси – Чероки. Не добившись от Таннера денежной компенсации за гибель скота и отца, она (внезапно) получает в дар от заезжего промышленника участки богатые нефтью. Чероки не имеет никакого опыта в нефтедобыче, но начинает бурение скважин, в надежде как-то насолить Таннеру. Деньги для этого она занимает у Джима Редберда, а помогает ей в таком сложном технически деле молодой инженер-геолог Брэд Брэйди, по совместительству – сын того самого промышленника, подарившего ей участки.
Вскоре дело пошло. Из-под земли забил нефтяной фонтан, и Чероки становится нефтяной королевой Талсы. Планы мести забыты – Чероки объединяется с Таннером, и строит обширные планы по строительству буровых уже на территории Джима. Брэд и Джим против. Первый – потому что считает, что расширение добычи истощит землю, а второму не нравится, что уже его скот могут потравить. Но Чероки охвачена жаждой денег, и строит буровые на землях Джима. Тот подает в суд, но проигрывает тяжбу.
А затем случается, то, что и должно было случиться. Скот Джима умирает, и тот в ярости поджигает скважины Чероки. Возникает большой пожар….
Гигант - 1956 г.
«Гигант» (Giant) - американская трёхчасовая эпическая кинодрама 1956 года, снятая режиссёром Джорджем Стивенсом. Экранизация романа Эдны Фербер. Главные роли исполняют Элизабет Тэйлор, Рок Хадсон и Джеймс Дин, для которого участие в фильме стало последней работой в кино.
Действие фильма происходит в США. Джетт Ринк - работник на ранчо семейства Бенедикт. Со своим хозяином - Биком Бенедиктом, он не ладит. Бик не выгоняет его, только потому, что его старшая сестра Луз испытывает к Джету симпатию. Бик едет на Восток, и возвращается с молодой женой - Лесли. Джетт влюбляется в Лесли с первого взгляда.
На стороне Бенедикта - власть, деньги, образование, связи, и даже красавица жена досталась ему. У Джетта есть только упорство. Вооружившись им, он начинает разрабатывать участок, который достался ему в наследство от Луз, и наконец, он находит там нефть. Много нефти. Спустя 20 лет Джетт Ринк становится одним из самых богатых людей в Техасе. Но его честолюбие так и не удовлетворено...
Структуру фильма определяют множественные конфликты. Первый, и самый явный - конфликт двух сильных и упрямых мужчин - Джетта и Бика. Но на его фоне разворачивается более масштабный конфликт, конфликт двух укладов - старого, сельскохозяйственного, основанного на торговле скотом, и нарождающегося нового - индустриального, нефтяного.
Есть и третья грань, которую представляет Лесли - это конфликт передовой, просвещенной, интеллектуальной Америки, представленной Восточным побережьем (откуда и является Лесли) с косной, архаичной сельской Америкой Среднего Запада. А это две очень разные Америки.
В Техасе Лесли сталкивается с местными нравами - расизмом, отношением к женщине как к человеку второго сорта, грубостью нравов, и т.д. Удастся ли ей повлиять на своего мужа и преодолеть предрассудки? Лесли, приносит в Техас новое отношение к мексиканцам и женщинам, которое трудно принимается Биком.
Эволюция взглядов и мышления, отношения людей к тому или иному событию под влиянием нового - это и есть основной мотив этого фильма.
Безумный Макс 2: Воин дороги - 1981 г.
Безумный Макс 2: Воин дороги (Mad Max 2: The Road Warrior) — австралийский постапокалиптический боевик 1981 года режиссёра Джорджа Миллера. Продолжение фильма «Безумный Макс» (1979).
Через несколько лет после событий первой части фильма (в которой главный герой – офицер Австралийской дорожной полиции Макс Рокатански потерял всю семью и лучшего друга в столкновении с бандитами) весь мир окончательно слетел с катушек. Страна погрузилась в хаос, организованная власть исчезла, вместе с силами правопорядка. На дорогах властвуют банды негодяев и подонков, воюющие друг с другом за глоток чистой воды и канистру бензина. Макс становится кочевником.
Дороги Пустоши приводят Макса в небольшую общину рядом с чудом уцелевшей нефтяной вышкой. У местных жителей полно бензина, однако у них есть другая проблема – поселение осаждает банда кровожадных отморозков под командой лорда Гумунгуса.
Одичавшему Максу плевать на проблемы поселенцев, ему нужен только бензин. Он находит тягач для транспортировки цистерны, в обмен на который получает назад свою машину. Однако при попытке покинуть город и прорвать блокаду, Макс теряет свой автомобиль и собаку. Ему ничего не остается, кроме как повести тягач с топливом на прорыв из города. Начинается зверская, беспощадная, и крайне зрелищная погоня…
Сквозь весь сюжет проходит фигура одичавшего маленького мальчика, который неоднократно помогает Максу и впоследствии оказывается рассказчиком всей истории.
Бездна - 1989 г.
Бездна (The Abyss) - американский фантастический фильм 1989 г. В главных ролях снялись Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио, и Майкл Бьен, а режиссером выступил Джеймс Кэмерон. До того, как снять "Титаник" и "Аватар", Джеймс снял фильм "Бездна" на стыке жанров, смешав научную фантастику, триллер и фильм-катастрофу, и поместив все действие в глубины мирового океана. Вышло очень неплохо. К нефтегазовой индустрии фильм имеет опосредованное отношение, но одним из главных выступает инженер экспериментальной подводной буровой платформы, поэтому фильм достоин того, чтобы включить его в наш список.
Итак, сюжет таков: В 1988 году, атомная подводная лодка США "Монтана" затонула в Карибском море, после столкновения с неизвестным подводным объектом. К месту аварии уже движутся советские корабли - для того, чтобы поживиться американскими подводно-атомными секретами, к тому-же в районе бушует ураган. Положение аховое. Положение осложняется обострившейся паранойей флотского начальника Хайрама Коффи - тот считает, что неизвестные силы (возможно - тоже русские) намеренно угробили одну из лучших подлодок США, и одержим идеей мщения. Впрочем, это долг хорошего военного - видеть повсюду врагов.
Бригада исследователей, возглавляемая Вёрджилом "Бадом" Бригменом, при поддержке ещё четырёх спасателей из морской разведки США, а также инженер (женщина) Линдси Бригмен, с которой он уже намерен разводиться, начинает поиски в океанской бездне. Они не верят в целенаправленное вредительство загадочных подводных обитателей, в чем и пытаются убедить Коффи. Но тот не особо склонен верить в болтовню "гражданских". На огромной глубине подводники находят нечто очень странное...
Таким образом, фильм включает в себя несколько конфликтов, от глобального - противостояния США и СССР в "Холодной войне", до конфликта между Бадом и Линдси между собой - отголосок их прошлых отношений. А вдвоем они противостоят офицеру Коффи, у которого так и чешутся руки вдарить по загадочному подводному объекту из главного калибра. Все это сообщает фильму неплохую динамику.
В расширенной версии, события фильма разыгрываются на фоне конфликта между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а основным дополнением является концовка: когда Бад попадает на инопланетный корабль, ему демонстрируют возможность создать гигантские приливные волны....
Армагеддон - 1998 г.
Армагеддон (др.-греч. Ἁρμαγεδών) - в христианстве место последней битвы добра со злом в конце времён. А еще "Армагеддон" (Armageddon) - это американский фантастический фильм 1998 года режиссёра Майкла Бэя. Сам фильм может быть весьма условно отнесен к фильмам про нефть - буровая вышка там появляется лишь в одном эпизоде. Но главные герои в нем - бурильщики-нефтяники, поэтому он достоин того, чтобы занять место в нашем списке.
В начале фильма в очередной раз достается многострадальному Нью-Йорку. По небу несутся неопознанные яркие объекты, оставляющие дымовые шлейфы, а затем взрывающиеся с ужасным грохотом, разрушениями и человеческими жертвами. Что это - террористы? Третья мировая война? Нет, это метеоритный дождь. Такие дожди странным образом участились. Некий астроном-любитель замечает - это все оттого, что к земле приближается гигантский астероид, который, в случае столкновения с Землей, убьет все живое, даже бактерии.
Хваленое американское NASA, как всегда, все прохлопало, но теперь энергично ищет пути выхода. Придуман гениальный план - заслать на астероид команду бурильщиков, которые пробурят астероид, заложат в его недра ядерный заряд, и взорвут его к чертовой матери.
Где взять столь профессиональных бурильщиков? Конечно же на нефтяной буровой платформе, где один из них, по имени Гарри Стэмпер (Брюс Уиллис) гоняет другого (Бен Аффлек) - за то, что тот завел роман с его дочерью.
Стэмперу предлагают возглавить команду бурильщиков NASA, однако он отказывается от них, и набирают свою, весьма колоритную (чего стоит один только негр с флагом Конфедерации)
Пройдя курс космических тренировок, нефтяники грузятся в два шаттла - "Свободу" и "Независимость", и отправляются к астероиду. По пути они разносят вдребезги русскую орбитальную станцию "Мир", на которой слоняется пьяный русский космонавт Лев Андропов в ушанке. Клюква такая клюква. В конце концов, команда храбрых нефтяников достигает астероида (не без потерь), и приступает к бурению. Удастся ли им спасти человечество? Ответ очевиден - ведь команду возглавляет Брюс Уиллис, а он точно является чемпионом в этом виде спорта. Однако, при очевидной развязке, фильм держит в напряжении до самых финальных кадров.
И целого мира мало - 1999 г.
«И целого мира мало» (The World Is Not Enough) — девятнадцатый фильм из серии фильмов про вымышленного агента 007 британской разведки Джеймса Бонда, чью роль в третий раз исполнил Пирс Броснан. Фильм был снят Майклом Эптедом.
Роберт Кинг – простой английский бизнесмен. Он строит нефтепровод через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход Ирана и России. К слову, нефтепровод такой действительно существует, и называется «нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан».
Тут какие-то неизвестные террористы похищают дочь Роберта, и просят за нее выкуп – 5 миллионов долларов. Тут мы узнаем, что Роберт – бизнесмен совсем не простой, ибо в подругах у него ходит глава секретной английской службы МИ-6, к которой он и обращается за помощью.
Так в дело вступает Джеймс Бонд, которого глава МИ-6 отправил в Бильбао на встречу с банкиром, через которого некто согласился вернуть Роберту Кингу деньги. Деньги Роберт заплатил за украденный отчёт. Отчет был украден не откуда-нибудь, а из российского Министерства Обороны, и говорилось в нем как раз о террористах, помышляющих взорвать его нефтепровод.
Ну а раз в деле Джеймс Бонд, то в наличии и все то, за что мы так любим фильмы с Джеймсом Бондом – драки, внезапные убийства, побеги от полиции, неизвестные снайперы на крышах, взрывы зданий, погони на автомобилях, моторных лодках и даже на воздушных шарах, поездки на BMW Z8 по солнечному Азербайджану, похищение плутониевой бомбы, и конечно же «russkaya mafiya» - куда ж без нее. Присутствую и фирменные бондовские штучки – типа любимого коктейля и не мнущегося никогда костюма. И конечно - целый вагон ляпов, связанных с русскими надписями. Ну не дается Голливуду кириллица.
Также это был последний фильм с участием Десмонда Ллевелина, который исполнял роль Q с 1963 года, начина с фильма «Из России с любовью». Ллевелин погиб в автокатастрофе в декабре 1999 года. В этом фильме Q представляет Бонду своего преемника (актёр Джон Клиз), которого Бонд в шутку называет R (следующая буква английского алфавита).
Сириана - 2005 г.
«Сириана» (Syriana — «Сириана» — геополитический термин, которым ЦРУ обозначает враждебные США ближневосточные регионы) — политический триллер режиссёра Стивена Гаана, премьера которого состоялась в 2005 году.
Фильм включает в себя множество сюжетных линий, так или иначе связанных с нефтяной промышленностью. Можно легко проследить, как связанна судьба преуспевающего американского адвоката (Джеффри Райт) с нищим пакистанским пареньком (Мазар Манир), теряющим работу в результате незаконно проведенного слияния двух компаний в США, и прикрытого этим самым адвокатом. Пакистанский паренек приходит в медресе. На другом конце света шпион ЦРУ (Джордж Клуни) получает задание – убить арабского шейха (Александр Сиддиг), слишком идеализирующего окружающий мир. Нефтяной брокер (Мэтт Деймон) едет к шейху – и проникается его идеалистическими взглядами
Прихотливо переплетая нити человеческих судеб, Стивен Гаан пытается показать человеческие же последствия нещадной погони за наживой и властью. Каждый из них играет свою маленькую роль в большой и сложной системе развития индустрии, не осознавая, какое взрывоопасное воздействие окажут их жизни на весь мир в целом.
Нефть - 2007 г.
«Нефть» ( There Will Be Blood, дословный перевод — «И будет кровь», цитата из Библии, Исх. 7:19) — эпический драматический фильм американского режиссёра Пола Томаса Андерсона. Сценарий является вольной трактовкой романа классика американской литературы Эптона Синклера «Нефть!» 1927 года.
Конец 19 века. Калифорния. Старатель Дэниэл Плэйнвью, которого играет Дэниэл Дэй-Льюис занят поисками золота и серебра. С золотом и серебром у него не сложилось, но однажды, упав в шахту, и переломав себе все ноги, Дэниэл находит там горную породу, указывающую на наличие нефти. Смекнув, что заняться нефтью будет выгоднее, чем разыскивать золото и серебро, Дэниэл становится нефтепромышленником. Дело идет на лад. Он усыновляет ребёнка погибшего на шахте рабочего и выдаёт его за своего сына по имени Эйч Даблъю (H.W.).
Однажды к нему приходит некий Пол Сандей (Пол Дано), и рассказывает, что в местечке Литл Бостон нефть бьет из-под земли фонтанами. Дэниэл с приемным сыном отправляются туда, и находят крупное месторождение нефти. Но есть одна загвоздка. Брат Пола – Илай Сандей, является проповедником местной церкви, и просит 5000 долларов – в дар церкви. Плэйнвью соглашается, но с Илаем они не ладят.
Плэйнвью скупает все участки в округе, ставит вышки, и начинает добывать нефть. Конфликт с Илаем нарастает, и заканчивается публичным унижением проповедника (его вываляли в нефти). На буровой происходит авария, в результате которой Эйч Даблъю становится глухим.
Однажды предпринимателя навещает человек, представившийся его братом Генри (Кевин О’Коннор) из городка Фон-дю-Лак в Висконсине. Дэниэл предлагает ему остаться, даёт работу и делает своим партнёром. Эйч Даблъю не доверяет незнакомцу и ночью пытается поджечь дом. Разозлившийся Дэниэл отсылает ребёнка в специальную школу для глухих вСан-Франциско.
Тем временем компания Standard Oil предлагает Плэйнвью продать бизнес за миллион долларов. Предприниматель отказывается, он хочет заключить сделку по поставке нефти с Union Oil и проложить нефтепровод до океана. Для прокладки нефтепровода ему нужно приобрести участок мистера Бэнди (Ханс Хоус), с которым он когда-то отказался встречаться….
Черное золото (День Орла) - 2011 г.
«Чёрное золото» (англ. Black Gold) — приключенческий фильм режиссёра Жан-Жака Анно производства Франции, Италии и Катара, экранизация романа Ханса Рюша «La soif noire»(Чёрная жажда). В главных ролях Тахар Рахим, Марк Стронг, Антонио Бандерас и Фрида Пинто.
Время действия - начало 30-х годов XX века, место действия - территория Аравийского полуострова. Саудовская Аравия не всегда была той могущественной нефтяной монархией, какой мы ее знаем сейчас. В начале 20 века эта территория представляла собой пустыню, по которой кочевали племена бедуинов, да дремали сонные, полуразвалившиеся захолустные городишки, населенные разноплеменными толпами.
Все изменилось, когда правители Неджда из династии Саудов, завоевали в 1920-х гг. королевство Хиджаз, основав тем самым новое государство — Саудовскую Аравию. В главном герое фильма легко угадывается тот, кто прослужил его прототипом – объединитель Саудовской Аравии и ее первый король — Абдель-Азиз.
В 1902 году 22-летний Абдул-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, расправившись с губернатором из семьи Рашиди. Этим он спровоцировал конфликт с Османской империей, но и турки не смогли справится с Саудом. А может, им просто было не до него, и своих проблем хватало. Так, или иначе, В 1912 Абдул-Азиз захватил весь регион Неджд, 1925 году была захвачена Мекка – священный для всех мусульман город.
10 января 1926 года Абдул-Азиз Аль Сауд был объявлен королём Хиджаза. Еще через год независимость королевства признала Великобритания, а через несколько лет Абдул-Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 года Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Сам же Абдул-Азиз стал королём Саудовской Аравии.
В марте 1938 года в Саудовской Аравии были открыты колоссальные нефтяные месторождения. Из-за начала Второй мировой войны их разработка началась лишь в 1946, и к 1949 в стране уже была хорошо налаженная нефтяная индустрия. Нефть стала источником богатства и процветания государства.
Основной конфликт, раскрывающийся в фильме – это конфликт между старым и новым, между архаикой и модерном, а значит – между приверженцами того или иного исторического пути. Герои фильма ставят вопрос - какой быть новой Аравии? Быть ли ей слугой на банкете великих держав, или взять свою судьбу в свои руки, и держать экзамен истории. Судя по новостным заголовкам - саудовцы свой экзамен выдержали. Ну и бонусом идут красивые виды, и любовная история - ведь девушек тоже в кино завлекать нужно...